Специалисты по оценке в Москве и мире отследили динамику инвестиций ультрахайнетов (владельцев состояний от 30 млн долларов) по 10 классам предметов роскоши: вино, китайский фарфор, цветные бриллианты, часы, драгоценности, антикварная мебель, почтовые марки, монеты, предметы искусства и классические автомобили.
По оценкам экспертов, за последние десять лет эти активы показали доходность от 136 до 490%. Индекс S&P 500 за это же время вырос на 64%.
В 2016 году наибольшую динамику роста цен показали вина элитных марок (+24%). Это произошло за счет восстановления рынка вин из Бордо, который ранее неоднократно был обрушен инвесторами из Китая и Америки. Отметив потенциал роста цен, игроки рынка активизировали инвестирование в элитные вина.
Наибольший прирост среди винных марок показали Калифорния (+34%), французские Бордо (+33%) и Бургунди (+31%). Таким образом, вина элитных марок сместили с первого места по темпам роста цен классические автомобили, которые последние несколько лет занимали первое место.
Люксовые автомобили за 2016 год выросли в цене в среднем на 9%. Данная цифра свидетельствует о замедлении роста цен на автомобили элитного уровня (в 2015 году цены выросли на 17%). При этом, несмотря на то, что число автомобилей, проданных ниже стартовой стоимости, выросло на 20%, цены на раритетные машины и далее будут бить рекорды. Например, в 2016 году самый дорогой автомобиль, Ferrari 353 Sport 57 года выпуска, был продан за 32 млн евро в Париже.
Скромные темпы роста показали ювелирные изделия, всего +3% за год. Но отдельные экземпляры также продолжают бить ценовые рекорды. К примеру, редчайший экземпляр мужских часов из нержавеющей стали швейцарской марки Patek Philippe был продан на аукционе за 11 млн долларов.
Наибольшее снижение цен показали предметы искусства (-14%). На 5% упали цены на антикварную мебель, которая продолжает быть аутсайдером рынка люксовых товаров (за 10 лет старинная мебель подешевела на 31%).
В результате исследования были выявлены страны с наибольшим числом коллекционеров предметов роскоши. В их число вошли латиноамериканские ультрахайнеты (46%) и коллекционеры из Северной Америки (44%). Только 33% ультрахайнетов из России и стран СНГ инвестируют в предметы роскоши в настоящее время. Но в то же время 40% проявляют интерес к подобному инвестированию в будущем.
Наибольшее число ультрахайнетов (80%) коллекционируют предметы роскоши для удовольствия. А в перечень самых желанных предметов для них входят парусные и моторные яхты, частные самолеты, спортивные клубы и скаковые лошади.